Кремень: радуга под ногами.
keyrin
| понедельник, 26 ноября 2012
Статья с картинками.Кремень - не путать с химическим элементом кремнием - это кусочки кремнезема в осадочных горных породах. Если туда же попали частицы органического вещества, получается черный кремень. Говорят, что на воде, настоенной неделю на обломках черного кремня, получаются хорошие зелья и эликсиры. Не знаю, не пробовали пока )
Как поделочные камни и коллекционку этот минерал стали ценить совсем недавно. До этого им высекали огонь: помните, "кремень и кресало"? А еще раньше острыми сколами обтачивали каменные наконечники копий и стрел, острили топоры. Наверное, кремень - самый древний минерал-"спутник" человека.
В отличие от многих других камней, за которыми нужно ехать на Урал или глубоко за границу, кремень, бывает, валяется буквально под ногами. Наблюдательные москвичи вполне могут себе подобрать образец-другой из свежей кучи щебня, вываленной под окнами грузовиком на нужды градостроительства.
Итак, как же выглядит необработанный кремень? А вот так:
это скол:
а это "черный кремень". Он бывает и более темным, совсем до черноты. Но даже здесь хорошо видно, как будто взяли обычный, светло-желтый камень, и добавили в него черной акварели, сгустив цвета:
Мне удалось подобрать неплохой пример того, как изменяется камень при обработке. На фото практически идентичные по расцветке кремешки, но слева - полированная голтовка, справа обычный "подножный" щебень:
Несколько раз мне задавали вопрос "как отличить кремень от агата и от яшмы"? Приведу целиком кусок статьи с сайта проекта "Рисуя минералы": "О признаках принципиального различия полосчатых кремней и агатов.
Если минерал (как минеральный вид) характеризуется прежде всего хим.составом и кристаллической структурой, то надминеральные образования, - агрегаты и малые минеральные тела - структурой и текстурой агрегата. Взглянув с этих позиций, увидим, что агаты (в строгом понимании термина) отличаются концентрически-зональной полосчатой текстурой при параллельно-волокнистой структуре, так как слои агата образованы генерациями тесных срастаний сферолитов халцедона и кристаллов кварца в стадии геометрического отбора и после неё. Эта структура хорошо видна не только под микроскопом, но и напросвет в тонких пластинах в перпендикулярных слоистости срезах, иногда наблюдается на сколах. Кремни же, в отличие от агатов, имеют сплошную тонкозернистую структуру, а текстуры у них диффузионные и весьма многообразны, преобладают массивные и диффузионно-полосчатые. В отличие от привязанной к поверхности нарастания концентрически-зональной слоистости агатов, полосы в рисунке кремней имеют произвольную ориентировку относительно границ агрегата в целом, непостоянной толщины, прерывисты либо расположены локальными группами. Кремни и яшмы по текстурно-структурным признакам идентичны, поэтому различия между ними базируются на генетических либо геммологических критериях."
Красиво завернули, правда? Перевожу на человеческий язык: кремень никогда не бывает полупрозрачным, он всегда матовый, а полоски в нем, даже если есть, нечеткие, а как бы плавно перетекающие друг в друга. Яшма же по непрозрачности и структуре поверхности может быть похожа на кремень, но никогда не бывает такой полосатой. А еще они разные на ощупь. Но, чтобы это почуять, надо подержать в руках достаточно и тех, и других, и третьих. И, наверное, быть хотя бы частично кинестетиком.
Вот очень наглядная иллюстрация плавности перехода слоев кремня. Это похоже на градиент, но, если присмотреться, окрас состоит из мельчайших точек.
Кстати, несколько фотографий с сайта "Рисуя минералы": просто полированные спилы, и камни с пустотами, выложенными кристаллами кварца.
Когда берешь кремень в руки впервые, возникает удивительное чувство: он теплый. Любой кремешок будто изначально дружелюбен к человеку, "настроен" на него больше, чем другие камни. Простой, непритязательный, красивый неброской, "земляной" красотой, он совершенно не против фамильярного обращения. Его приятно вертеть, поглаживать, рассматривать с разных ракурсов. Благодаря прочности, кремни вполне можно носить с собой в мешочке. Или подобрать несколько крупных полированных окатышей-желваков сложной формы для детской игры: они неплохо помогут развитию как тонкой моторики, так и чувства цвета.
Вообще, по цветовой гамме камень удивительно однообразно-разнообразен. Его палитра: серый, желтый, коричневый, охра. Но в сочетаниях получается так, что видно и розовый, и голубоватый, и нежно-зеленый цвет. Увеличенные принты со спилами или сколами кремней вполне можно было бы вешать в спальнях или комнатах отдыха, взамен "успокаивающим" абстракциям. Посмотрите, какие гармоничные, спокойные, тихие и теплые картины.
(фото - отсюда)
Что касается рабочих свойств, кремень - многопрофильник с общим базовым "все хорошо, прорвемся". Если "грелка", то мощно-позитивная, как бы несерьезная немного, с добрым юмором. Если защита, то самая мягкая, обволакивающая, вроде войлочного кокона (но при этом нельзя забывать о том, что камень-то сам по себе прочный и твердый!) - и, тем не менее, хорошая и действенная. Некоторые кремни, с четким контрастным рисунком, с сочетанием в себе теплых и холодных тонов, хороши для внутренней работы над собой с выходом на позитив. То есть, не просто разбор полетов и усвоение опыта, а "все, что нас не убило, сделало намного сильнее, ура!".
Чем плавнее рисунок и переход кремня, тем более мягкое и успокаивающее действие он оказывает. Естественно, подбирать камень нужно индивидуально. Совсем хорошо, если его можно не только посмотреть, но и пощупать. Я очень рекомендую завести себе гладкий, округлой неправильной формы кремешок для ношения в кармане - тому, кому нужно чем-то занять руки, когда волнуется, взвинчен, на нервах. Самые лучшие образцы для этого стоит искать на "Самоцветном развале" на ВДНХ.
Камень симметричной формы и с простым полосатым рисунком подойдет для длительной серьезной работы, какой бы она ни была. Он поможет сосредоточиться, настроиться на положительный результат, не метаться между вариантами, и делать даже не очень интересную работу - аккуратно и получая удовольствие от самого процесса.
Два похожих кусочка кремня просто идеальны как вариант "мобильника", связи: между двумя людьми, или человеком и местом, и даже человеком и временем. Из них получаются неплохие "парные" амулеты для давно живущих вместе людей, которым приходится время от времени разлучаться. Кремень помогает чуять человека на расстоянии, держать связь.
А вот для любой агрессии, нападения, решающей схватки кремень годится хуже. Мне встречались пару раз сколы черного кремня, которые могли бы помочь в атаке, но куда лучше для этих целей использовать тот же шерл или морион. Исключением могут быть рабочие штуки для людей, которым "жесткие" кристаллы просто не подходят: кремень спасет ситуацию.
Хочу обратить внимание на такой интересный аспект: если вам совсем не нравится этот камень визуально, отталкивает, а его рисунки-полосы вызывают тревогу или раздражение, стоит насторожиться. Возможно, у вас есть полевое повреждение, или просто очень сильная энергетическая/эмоциональная усталость или загрязнение. Это может быть сигналом о том, что давно пора отдохнуть и как следует "почиститься"
Напоследок - несколько образцов из моей небольшой, но сильно любимой коллекции.
Четыре "радужных" кремня:
Камешек, подаренный мне на одной из выставок. Я называю его "японской живописью" и очень люблю.
И кабошон кремня с каверночкой, в которой видны кристаллы кварца и немного опала, в нескольких ракурсах.
Большое спасибо за внимание Коварно надеюсь, что после прочтения статьи хотя бы одним камнелюбом станет больше